Снег и лед
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но, кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями, взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников?
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, статическим электричеством неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
С целью формирования исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование в старшей группе №9 провели НОД по экспериментальной деятельности «Снег и лед». До этого была проведена предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме. В ходе НОД дети поиграли в дид. игры: «Снежный ком», «Скрип снега», «Почему снег не похож на лед?». А так же провели опыты: «Какой на ощупь?», «Определи на запах», «Определи на прочность», «Определение прозрачности», «Тонет – не тонет», «Воздействие температуры», «Исследование чистоты снега». Ребятам понравилось быть учеными, исследователями.