Необходимо заранее подготавливать ребёнка к будущему расставанию с мамой.
С научной точки зрения поступление в детский сад — это стресс, к которому детский организм должен адаптироваться. Время адаптации каждого ребенка может быть различным: от 20 дней до 2-6 месяцев.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это научиться «расставанию с мамой» и исключить принцип «исчезновения мамы». Увидев, что мамы нет рядом, ребенок испытывает глубокое беспокойство, не зная, вернется ли она когда-нибудь.
Полезно будет для детей и для родителей ввести некие ритуалы, повторяющиеся при каждом уходе, которые дают некое чувство уверенности, облегчают разлуку. Но, так как у малышей пока еще нет чувства времени, то надо разделить время пребывания в детском саду на кусочки, понятные ребенку, на которые он сможет ориентироваться: «После еды ты поспишь, а когда проснешься, я уже буду здесь».
Допускается приносить свои любимые «утешители» (игрушка, книжка), которые помогают малышам справиться с огорчением. А когда мама потом возвращается к ребенку в точно назначенный срок — все в порядке. Если вначале расставание дается с большим трудом, то желательно не отводить ребенка в детский сад самой, а поручить это еще кому-нибудь, например, отцу.
Также влияет на адаптацию неправильный режим дня. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.
Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, родителям не нужно лениться и заранее перевести малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!
Необходимо быть готовым к разлуке с мамой, не «исчезать маме», а объяснять малышу, куда уходит мама, когда вернется. Также немаловажно соблюдать режим дня. О садике ребенку, или в присутствии его говорить только положительное. Посещение садика начинать постепенно. Сначала приходить и гулять с нами на детской площадке. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке.
Затем в группе его оставить одного на 2 часа, затем на 2-3 часа, затем с утра и забрать с прогулки, потом с утра и до обеда, затем с обедом. Через некоторое время оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких границ, сколько времени должна длиться каждая стадия, подход индивидуален к каждому малышу. Нужно смотреть по самочувствию ребенка.
Не допускать быстрые сборы. Просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели — сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроения у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
И еще, оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием относитесь к его «необоснованным», на ваш взгляд, капризам и просьбам. Он может попроситься на руки, может отказаться сам кушать, побоится засыпать один, или часто будет просыпаться ночью и звать маму. Не волнуйтесь — это следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему на встречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Замечательно, если при встрече ребенок будет чувствовать, как вы ему рады. Важно найти время на то, чтобы приласкать его, поиграть с ним.