При нахождении несовершеннолетних без присмотра
взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам,
увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Медицинские эксперты Всемирной организации
здравоохранения пришли к выводу — в настоящее время в большинстве
цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от
всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы
максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи,
приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги; падения с высоты; утопления; отравления;
поражения электрическим током;
- дорожно-транспортные происшествия, включая
происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг
(катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из
баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что
причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
- отсутствие должного надзора за детьми всех
возрастных групп, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на
улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и
психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность,
эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства
опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют
возрастную специфику:
В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются
несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир. В возрасте от 5 до
10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения
ребенка.
Обучение детей основам профилактики несчастных
случаев.
С учетом указанных, причин работа родителей по
предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка,
обеспечение надзора, систематическое обучение детей основам профилактики
несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка
предполагает:
- организацию досуга ребенка, включение его в
интересные и полезные развивающие занятия; ограничение опасных условий,
обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ; запрет на
пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без
присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах
интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т. п.); обеспечение
постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение
организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников
и т. п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием
электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам
профилактики несчастных случаев включает:
- информирование ребенка о видах и причинах несчастных
случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об
условиях и способах избегания несчастных случаев; регулярное инструктирование
ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге,
транспорте, на игровых и спортивных площадках и т. п.; обучение ребенка
(особенно подростка
) противостоянию подстрекательству к опасному
поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование
ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших
товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций
подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям; обучение ребенка
элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности
обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной
профилактической работы с детьми:
Чтобы избежать несчастных случаев, родители,
прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные
случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно
предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки
осмотрительного поведения. Родители сами должны показывать пример безопасного и
ответственного поведения. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха,
а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя
правильно! Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь
осторожен», «делай аккуратно».
Необходимо конкретно объяснять, что именно следует
делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд
действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое
взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на
предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных
случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что
несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует
именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка. Очень важно
приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята,
помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее
подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует
подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при
пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с
другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу
воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность
самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было
бы в данной ситуации избежать опасности.
Именно такой подход убедит его в том, что
опасность всегда можно предотвратить. Родители не должны равнодушно проходить
мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она
угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся
свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать
поводом для серьезного обсуждения. Рекомендации по предупреждению несчастных
случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо
помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их
предупреждение, предотвращение.