Краткая презентация образовательной программы ДОУ на 2016-2017 учебный год

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

1.1.            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МБДОУ «Аленушка» является дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

Учредитель: Ядринская районная администрация Чувашской Республики.

МБДОУ «Детский сад «Аленушка» функционирует на основе Устава, зарегистрированного 27.03.2012 постановлением главы Ядринской районной администрации  и лицензии РО № 024395  от 08.09.2011г.

В детском саду функционирует 11 групп общеразвивающей направленности. Направленность деятельности групп детского сада отвечает социальному заказу и образовательным потребностям родителей воспитанников.

Приоритетной деятельностью ДОО в группах для детей старшего дошкольного возраста является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в учреждениях начального общего образования.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на реализацию национальных образовательных инициатив, заложенных:

- в Федеральном законе №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указе Президента РФ от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р);

- национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ( утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010);

- приказе Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным прграммам дошкольного образования»;

- Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования;

Основная образовательная программа ДОУ для детей раннего и дошкольного возраста ( далее ООП ДО) разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования( ФГОС ДО).

ООП ДО определяет содержание и организацию образовательного процесса в общеразвивающих группах для детей раннего и дошкольного возраста.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования ( объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).

ООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста направлена:

- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ООП ДО реализуется:

- в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;

- в самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.;

- во взаимодействии с семьями детей.

Срок реализации программы – 5 лет.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа составлена в соответствии с направлениями развития и образования детей. Каждая образовательная область включает пояснительную записку, задачи и методы работы в разных возрастных группах и инструментарий.

ООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы дошкольного образования;

- набором детей и их заболеваниями;

- образовательным и лечебным запросом родителей.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ДО

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

При составлении ООП ДО использовались:

- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.; Мозаика-Синтез, 2015;

- УМК на базе Комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»;

1.                  Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2002.- 144 с.

2.                  Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под.ред. О.С.Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

3.                  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.

4.                  ВетохинаА.Я., Дмитриенко З.С., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Соловьева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

5.                  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:»Карапуз-дидактика», 2009. – 144 с., переиздание.

6.                  Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.

7.                  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности( система работы в 1 мл группе д/с). – М.: Мозаика-Синтез, 2012

8.                  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/ 2 группа раннего возраста/ М.: Мозаика-синтез, 2014

9.                  Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1 мл. группе детского сада. Изд-во: Учитель, Воронеж, 2007

10.              Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-дидактика, 2009, переиздание

11.               Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. / под ред. Л.В.Коломийченко/ Изд-во Сфера, 2015

12.               И.А.Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2015

13.              Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в ДОУ.

14.              Стреблева Е.А. Программа «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

15.              Семаго Н.Я., Семаго М.М. Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения

16.               Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»

17.              Н.Л.Филичкина. Программа «Коррекция отношений со сверстниками у агрессивных детей 5-7 лет»

18.              Н.Л.Филичкина. Программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста  «Арт-терапия для дошкольников»

 

 

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В методический комплект ООП ДО включены также авторские разработки педагогов ДОУ.

1.1.1.      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обязательная часть

Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

Задачи программы

1.         Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

2.         Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3.         Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4.         Творческая организация ( креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5.         Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6.         Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7.         Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8.         Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические нагрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Задачи реализации программы

1.         Разработка эффективной модели взаимодействия специалистов и воспитателей на основе технологии комплексно-тематического планирования с целью реализации основных направлений развития и образования дошкольников: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

2.         Отработка вариантов планирования, позволяющих полностью реализовать поставленные в программе задачи.

3.         Развитие активных форм вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ и взаимодействие с другими социальными институтами( музеи, библиотека и др.).

4.         Создание развивающей среды в группах общеразвивающей направленности.

Основными видами деятельности при реализации программы являются речевая, коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми – развивающие и коррекционно-развивающие занятия( работа с психологом).

Все развивающие, и коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с методикой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Все виды занятий в соответствии с данной программой не тождественны школьному уроку и не являются его аналогом.

1.1.2.      Принципы и подходы к реализации программы

Обязательная часть

Программа основывается на принципах:

- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетания принципов научной обоснованности и практической применимости( содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализовано в 

 

массовой практике дошкольного образования);

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности( позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- учета принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Основополагающие принципы реализации программы:

- онтогенетический принцип( учет закономерностей развития детской речи в норме);

- принцип индивидуализации( учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка);

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации  в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Выполнение обучающих, развивающих, воспитательных и коррекционных задач, поставленных программой, обеспечивается интеграцией усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и родителей дошкольников.

 

 

 

1.1.3.      Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста: возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

МБДОУ «Детский сад «Аленушка» общеразвивающего вида г.Ядрин Чувашской Республики обеспечивает воспитание, обучение, развитие и коррекцию детей от 1,6 до 7 лет. В нем функционируют 11 групп, количество по возрасту групп постоянно изменяется в связи с постоянным ежегодным набором детей:

Возрастные особенности психического развития детей от 2 до 3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящиеся и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине  и цвету; различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети к заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3-х лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я».

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 Возрастные особенности психического развития детей от 3 до 4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут  использовать цвет.

Большое значение для мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники  способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи  отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношении детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного взаимодействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они сктрее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности психического развития детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради из самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу  и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное проебразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить:»Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный  мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности психического развития детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». ( В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Этот  возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечптления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные решения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая его в несколько раз( два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования. Первый – из природного материала к художественному образу: в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями. Второй способ – от художественного образа к природному материалу: в этом случае ребенок подбирает необходимый материал для того, чтобы воплотить образ.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

 Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного положения. Вспомним феномен Ж.Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние( измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками более длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между начальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка( которая объективно короче извилистой) будет восприниматься детьми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как проехавшая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только тогда, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе при знаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений( представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж.Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга( большой и малый) и два квадрата( большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выпонить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватныепричинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательные разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения социальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивности; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать. Причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

Возрастные особенности психического развития детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия  людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гама. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия т.п. девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобиться для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях

 У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котром нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наличии рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении  со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации. Приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающиеся существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая речь. И основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО , целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм её реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогическойи/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО , являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры ООП ДО базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста ( на этапе завершения дошкольного образования).

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

К целевым ориентирам дошкольного образования ( на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО и Комплексной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой относятся следующие целевые ориентиры.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

 Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными данными осебе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

Проявляет уважение к жизни( в различных её формах) и заботу об окружающей среде.

Целевые ориентиры ООП ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

 

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Планируемые результаты освоения ООП  ДО представлены по четырем основным позициям.

Дети.

Освоение специфически детских видов деятельности( игровой, поисково-исследовательской, продуктивной) на уровне самостоятельности; динамика в формировании интегративных качеств личности.

Педагоги

Повышение профессиональной компетентности педагогов в реализации комплексно-тематического планирования; эффективное конструирование интеграции деятельности специалистов МБДОУ; широкое ориентирование педагогов в культурно-образовательном пространстве республики Чувашии.

Родители

Создание условий для активного участия в образовательном процессе ДОУ.

Детский сад

Создание методического комплекса по  основным направлениям развития дошкольников( литература, сценарии планирования, комплексно-тематические планы, проекты и др.)

Создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребенка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности.